Кое-что о богеме
ПЕРВАЯ ИСТОРИЯ Дело было так. В 1848 году в Париже появился роман неко- его Анри Мюрже под названием «Сцены из жизни богемы» (а «бо- гема» по-французски означает «цыганщи- на»). Так вот, в книге рассказывалось о воль- ной «цыганской» жиз- ни четверых молодых людей – поэта, худож- ника, музыканта и фи- лософа. 26-летний автор до- вольно живо описал «тусовку», участником которой совсем недавно был и он сам. Это довольно бедные, но вполне «от- вязные» и «продвинутые» юноши, которые вчет- вером постоянно шатаются по парижским кафе, ведут всякие умные разговоры о своём великом предназначении, о бескорыстном служении ис- кусству и о тупости окружающих. Несмотря на бедность, приятели ничуть не унывают. Они свято верят, что им вскоре повезёт, и они как-то «вдруг» разбогатеют, и тогда всё бу- дет ещё лучше. Они влюбляются, ссорятся, снова влюбляются... В общем, ведут развесёлую и сума- тошную жизнь. Так впервые в искусстве и было «запущено» слово «богема». Скорее всего, оно так и осталось бы только французским и никогда бы не стало международным, если бы не одно обстоятель- ство. А это...
ВТОРАЯ ИСТОРИЯ Через десять лет после выхода романа, то есть в 1858 году, на свет родился итальянский компо- зитор Джакомо Пуччини. А ещё 38 лет спустя по- явилась его опера «Богема», которую он сочинил по мотивам того самого романа Анри Мюрже. И произошло чудо! Слово «богема», долго но- сившее пренебрежительный, неуважительный от- тенок по отношению к людям искусства (подума- ешь, «цыганщина»!), вдруг приобрело почти вос- торженное звучание во всём мире. Как же это слу- чилось? Надо вам сказать, что роман этот поначалу композитору ужасно не понравился. «Там нет ни одного симпатичного лица», – высказал он своё мнение друзьям, прочитав книгу. Однако что-то в ней его всё же «зацепило». «Ах, если бы все эти молодые люди были немно- го другими…» Он вдруг как бы услышал звучание будущей оперы. Постепенно новый замысел захва- тил его. И вместе со своими либреттистами (то есть с теми, кто создаёт литературный текст оперы) он с жаром принялся за работу. А когда «Богема» была поставлена, она тут же стала оперным «хитом»! Весь мир потрясла трога- тельная история четверых романтиков. Вдруг ока- залось, что единственный порок этих людей – бед- ность, их единственная вина – стремление к сча- стью, а единственная цель – служение Красоте. Нет, не развесёлых бездельников увидела на этот раз публика. Она увидела людей не от мира сего, тех, от кого отвернулось сытое «приличное» об- щество. Все вдруг поняли, что люди богемы способ- ны на великую и прекрасную любовь, что их ка- жущаяся дерзость соседствует с детской ранимо- стью и беззащитностью, что их счастье непосто- янно и нередко оборачивается трагедией. А глав- ное, весь мир наконец-то понял, что жизнь арти- стов, музыкантов, художников – словом, людей богемы – только внешне празднична и беззабот- на, что за этой беззаботностью скрываются це- лые моря слёз… Так, благодаря опере (редчайший случай!), на- смешливое словечко, запущенное когда-то Анри Мюрже, навсегда «прикипело» к людям искус- ства. Впрочем, вместе с появлением этой оперы воз- никла и ещё одна причина, по которой это слово стало таким популярным. Только это уже...
ТРЕТЬЯ ИСТОРИЯ В 1893 году, когда Пуччини только начал сочи- нять «Богему», он вдруг случайно узнал, что дру- гой композитор, Руджеро Леонкавалло, тоже при- ступил к созданию оперы на тот же сюжет и с тем же названием. А Леонкавалло был весьма серьёз- ным соперником: за год до этого он написал опе- ру «Паяцы», которая тут же приобрела мировую славу (опера и по сей день пользуется громадным успехом во всём мире). Н а ч а л о с ь к а к о е - т о странное состязание, за ко- торым любители оперы сле- дили с напряжённым инте- ресом. Слово «богема» бук- вально не сходило с уст. Леонкавалло сумел обо- гнать противника. Он завер- шил свою «Богему» раньше, написав её менее чем за пол- тора года. Опера прослав- ленного композитора была сразу же поставлена во многих странах, в том чис- ле и в России (под названием «Жизнь Латинского квартала»). А было это в 1894 году. Пуччини же закончил свою оперу только в 1896 году, «потратив» на её сочинение три года. И едва она была поставлена, как блеск оперы- соперницы начал тускнеть... А вскоре (ещё при жизни обоих композиторов!) в истории музыки осталась всего одна «Богема» – именно та, кото- рую написал Пуччини. Не знаю, злорадствовал ли сеньор Пуччини по поводу провала сеньора Леонкавалло, но они остались заклятыми врагами на всю жизнь. Лю- бопытно, что Леонкавалло так и не оставил по- пыток посостязаться с коллегами. В 1912 году он сочинил оперу «Цыганы» на сюжет поэмы А. Пушкина, хотя опера Сергея Рахманинова «Але- ко» на тот же сюжет была создана (и очень непло- хо!) лет за 20 до этого. В общем, друзья, вы уже поняли: с этой боге- мой не соскучишься. Именно поэтому много лет назад я вёл на нашем телевидении специальную передачу под названием «Провинциальная боге- ма». Кстати говоря, если слову «богема» всего пол- тора века, то слово «провинция» известно с глубо- кой древности. Ещё в Древнем Риме так называ- лись завоёванные области вне Италии. А в наше время словом «провинция» называется любая местность, находящаяся вдали от столицы госу- дарства. А передача была о людях искусства нашей ре- спублики. То есть именно о провинциальной боге- ме. А её жизнь, уверяю вас, была и есть ничуть не менее интересна, чем жизнь столичной.