Главная Мир вокруг нас Пока в Ухте есть нефть...
03.10.2014
Просмотров: 2182, комментариев: 0

Пока в Ухте есть нефть...

А ты знал, что этот год особенный для республики? Именно в этом году Ухта празднует юбилей нефтегазовой отрасли Республики Коми. Я решила прочесать библиотеку и узнать, благодаря кому всё-таки в нашем крае процветает нефтегазовая промышленность.

На форуме «Инноватика: Крохаль-2014» организаторы наглядно представили, какой сложный путь прошли открыватели нефти, чтобы сейчас мы имели в своих ресурсах такое богатство, как «чёрное золото». Более того, мы даже познакомились с первооткрывателями нефти! Настало время познакомить тебя с одним из них. Самым первым.
Нефтяное дело в России, как и многое в отечественной промышленности, началось во времена Петра Великого. В 1700 году высочайшим указом был учреждён Приказ рудокопных дел. К сожалению, до его разработки в то время руки не дошли, хотя и высказывался Пётр, что «сей минерал, если не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Тем не менее уже в 1721 году о нефтяных источниках на реке Ухте в Пустозерском уезде в Берг-Коллегию* доносил знаменитый русский инженер Григорий Черепанов. Образцы находки доставили в Санкт-Петербург. Царь проявил горячий интерес, даже приказал собрать для обсуждения «нефтяного дела» знающих людей – что-то вроде научного совета. Однако сразу не получилось, а потом было погребено под грудой государственных дел.
О Пустозерске вспомнили лишь через 24 года. Купец Архангельского посада Фёдор Савельевич Прядунов отправился на пустынные берега Ухты налаживать добычу нефти. На своём заводе Прядунов получал очищенный нефтепродукт светло-жёлтого цвета типа керосина. Его отправляли в Москву и Петербург, где использовали в аптеках, а также в смеси с растительным маслом, как осветительное лампадное масло. К сожалению, описание и чертежи завода Прядунова не сохранились. Известно лишь, что его строительство обошлось в 500 рублей, а обслуживали завод три-четыре человека.
Судьба Фёдора Прядунова сложилась трагично. За неуплату налога на добытую нефть он был заключён в долговую тюрьму. Умер в марте 1753 года после двухлетнего заточения. После смерти Прядунова дело его переходило из рук в руки, но, так и не найдя настоящего хозяина, производство заглохло.
В 1868 году в эти места пришёл архангелогородец Михаил Сидоров, разбогатевший на золотых приисках. Поставил первую скважину, но так и не дошёл до промышленных пластов из-за поломки бура. Неудачи в течение 20 лет преследовали нефтедобытчика, поглотив всё его крупное состояние. «Несмотря на все препятствия, я употреблял все усилия положить начало нефтяному промыслу и тем принести пользу своей Родине. И будущее поколение не упрекнёт нас за то, что мы не заботились о его благосостоянии, напротив, будет нам благодарно», – писал Сидоров в последние годы своей жизни.
Интерес к нефти снова возник во время Первой мировой и гражданской войн, когда страна испытывала топливный голод. Настоящая же разработка месторождения началась в 1929 году, и геологоразведочная экспедиция основала город Ухта.

* Берг-Коллегия – орган по руководству горнорудной промышленностью в России.

Материал взят из книги «Русская нефть,
о которой мы так мало знаем».

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35