Зимний праздник наших предков
Одним из самых близких к современному Новому году праздников у коми было
Крещение – 6 января по старому стилю. Информацию о том, как праздновалось Крещение (а проходило это довольно торжественно) – многие годы собирали учёные Коми научного центра УрО РАН.
Хозяйки выпекали из теста фигурки различных животных и птиц: коней, коров, поросят, зайцев, уток. У коми-зырян эта выпечка называлась чиб-чань – «конь-жеребёнок». Она подавалась на праздничный стол и была излюбленным лакомством у детей. Считалось, что эти фигурки обладали магической силой. Их клали на божницу, а после Святок скармливали скоту: верили, что это сохранит здоровье лошадям и коровам. Выпеченные из теста фигурки лошадок клали в закрома с зерном и хранили там до весеннего сева. Люди верили, что благодаря им семена будут хорошо сохраняться и всходить.
Но вот ночи накануне и в само Крещение были крайне опасными. Считалось, что в это время нечистая сила наиболее сильна и активна. Так что и святочные гадания были самыми верными – но и самыми опасными. Охотники в крещенский сочельник выходили вечером на берег реки и слушали. Если на другом берегу слышался лай собаки, то осенью ожидалась хорошая охота на «сосновую» белку. Белку, питающуюся из-за неурожая еловых сосновыми семенами, легче добывать, но у неё хуже мех. Если же лай слышался со стороны леса, то ожидался хороший промысел «еловой» белки.
Если на посиделки в канун Крещения приходили ряженые, в доме немедленно закрывали надпечное окно. Дело в том, что в открытое окошко мог пролезть чёрт. Изгнать его могла только хозяйка избы, но для этого ей надо было переодеться в своё венчальное платье, зажечь свечи перед иконой и помолиться. Только тогда чёрт исчезал через то же окно.
Чтобы не допустить нечистую силу в дом и хозяйственные постройки, на косяках дверей и оконных рамах смолой рисовали кресты. После обеда в этот день в дом не заносили дрова и воду, не ходили кормить и поить скот, не шумели.
Печорские староверы, не признававшие официальную православную церковь, в полночь перед Крещением спускались к реке, зажигали свечи и садились около специальной проруби. В полной тишине собравшиеся внимательно смотрели на воду, с нетерпением ожидая, когда она заколышется. Как только поверхность воды вздрагивала, все сразу же бросались к проруби и набирали в приготовленную посуду «святую воду».
Ранним утром в Крещение девушки в последний раз на Святки гадали о суженом и о здоровье всех домочадцев. Для этого в ложках замораживали воду – сколько в семье человек, столько и ложек. У кого лёд в ложке был с ямкой – заболеет. Лёд с бугорком сулил хорошее здоровье, а с двумя бугорками – прибыль в семье (для парня женитьбу, а для женщины рождение ребёнка).
Во всех селениях, где была церковь, на реке заранее перед Крещением делали прорубь (иордань), рядом с которой устраивался иконостас изо льда, куда пришедшие для освящения воды ставили свои иконы. Изо льда же отливались кресты для иконостаса.
После утренней литургии в церкви всё население во главе со священником с иконами и крестами в руках отправлялось на великое освящение воды к проруби на реке. Там священник совершал молебен и святил воду, тем самым придавая ей целительную и животворную силу. Собравшиеся у ледяной купели мыли в ней лицо и руки, некоторые купались в проруби.
Запас святой воды, набранной в иордани, сохраняли в течение года. На ней пекли «святой хлеб» для лечения домашнего скота, её использовали для освящения новых колодцев.
В ижемских селениях молодёжь после освящения воды ходила по домам со сделанным из дерева голубем и пела крещенский тропарь. В ответ на это ходоки получали угощение. Кроме того, в этот день на Ижме было принято с криком и шумом, как можно быстрее носиться по улицам верхом на лошадях и на оленьих упряжках. Считалось, что после этого злые святочные духи уйдут окончательно.