Главная КультУра! Флорентийская камерата
18.01.2016
Просмотров: 3035, комментариев: 0

Флорентийская камерата

Открытие За десять веков существования нотной записи были написаны тысячи грандиозных симфоний, балетов, опер. Между тем симфониями поначалу называли очень небольшие многословные произведения. Ба- лет начинался со вставных танцев в оперных про- изведениях. А оперу вообще придумали по принци- пу «от противного». В том смысле, что «придумщи- кам» была противна сложная современная музыка. Она казалась им чересчур сложной, и они пытались вернуть ей былую простоту. Иначе говоря, они хотели начать развитие музыки как бы сначала. Вот тут-то и случилось неожиданное. Сами того не ведая, они сделали великое открытие: создали жанр оперы. И жанр этот оказался бессмертным. Повернувшись спиной к современности, они неожиданно для себя оказались далеко впереди всех. Где и как родилась опера Флоренция всегда была музыкальным городом. Но молодые люди, постоянно собиравшиеся в ро- скошном доме графа Джованни Барди, не только музицировали, но и жарко спорили об искусстве. Например, начинающие композиторы Якобо Пери и Джулио Каччини утверждали, что господ- ство полифонического стиля вредит современной музыке. «Ещё бы, – подхватывал музыкант Яко- бо Корси, – в полифонической музыке нет самого главного – мелодии!». «Не в этом дело,– темпера- ментно возражал певец Винченцо Галилей, отец будущего астронома, – беда в том, что а полифонии все голоса главные!». «Дайте мне мелодию, и я готов хоть сегодня написать к ней стихи!» – горячил- ся поэт Оттавио Ринуччини. Руководил этими диспутами 60-летний хозяин дома – сам граф Барди. Он был неплохим ком- позитором и, что особенно ценно, большим меценатом. То есть человеком, не жалевшим собственных средств на искусство. И вот настал момент, когда друзья пришли к выводу, что надо возвращаться к древнегреческой трагедии с её обязательным хором. Новый жанр поначалу решили назвать «драма на музыке» (слово «опера» появилось позже) Первая «драма на музыке» Я. Пери, Я. Корси и О. Ринуччини под названием «Дафна» была по- ставлена в 1597 году. Она, увы, не сохранилась, но год её создания стал годом создания оперы. Следующей была «Эвридика» Я. Пери (1600), затем сно- ва «Эвридика», но уже Д. Каччини(1602). Успех первых опер был ошеломляющим. Опер- ная «лихорадка» охватила сначала всю Италию – Флоренцию, Рим, Неаполь. Потом Францию, Австрию, Англию, Испанию, Россию... А группа соз- дателей оперы вошла в историю музыки под име- нем «Флорентийская камерата» («камерата» – объ- единение, корпорация). Сегодня именно уровень оперного искусства определяет уровень культуры страны и даже горо- да. Столица Республики Коми в этом смысле далеко не худшее место на земле. И последнее Сумеете ли вы, друзья, назвать однокоренные со словом «опера» слова? Конечно, оперетта – то есть «маленькая опера», её родная дочь. Она млад- ше своей «мамочки» всего на каких-то 250 лет. Тот же корень и у слова «опус» (сочинение, про- изведение). Но мало кто знает, что слова «опера- ция», «оперативный», «оперуполномоченный» и даже слово «кооператив» имеют отношение к опе- ре! «Это как же?!» – спросите вы. Запомните: в переводе с итальянского «опера» означает «труд», «дело». Такие вот разные дела восходят к одному и тому же корню.

Михаил Герцман. Композитор

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35