Не укради!
Воровать в моём понимании – вымазаться в грязи, показать себя непристойно, потерять уважение к себе. В старину человека, присвоившего чужое, называли не только вором, но и изменником, злодеем. Удел всех воров – быть изгоем. В наше время ярлык «вор» получить легко, а избавиться от него очень сложно.
Почему дети воруют?
Эльмира Каримова, педагог-психолог Регионального центра развития соцтехнологий. |
Воровство может быть способом самоутверждения, что является свидетельством неблагополучия ребёнка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Ему необходимо почувствовать собственную значимость, а других возможностей у него нет, он не знает других способов. Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».
Когда разговариваешь с горе-воришками, выясняется, что украсть конфеты подговорила более старшая девочка, которая избежала наказания. Многим детям кажется, что именно их воровство останется незамеченным и постулат «всё тайное становится явным» не про них. Иногда сворованные печенья, пряники, чупа-чупсы вовсе не нужны тем, кто присваивает чужое, – это желание получить острые ощущения, пережить авантюрное приключение, рискнуть.
К сожалению, у подростков воровство является демонстрацией сверстникам своей смелости и независимости.
Популярности ради
Представление о том, что такое «моё» и «чужое», появляется у ребёнка после трёх лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придёт называть вором двухтрёхлетнего малыша. Но чем старше ребёнок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценён как попытка присвоить чужое, иными словами, как кража. Часто в таком поведении ребёнка виноваты сами родители, не объяснившие ему разницы между понятиями «своё» и «чужое».
В младшем школьном возрасте ребёнок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников, чьи оценки постепенно становятся для ребёнка более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие ребёнка, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребёнок готов на многое, особенно тот, у которого не всё благополучно дома.
«Нечистую» руку никто не пожмёт
Те, кто ворует, – неуверенные в себе, уязвимые дети. В их действиях – основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, всё дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя. Любой здравомыслящий человек предпочтёт ограничить общение с человеком, нечистым на руку.
Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более уверенно. Ему нет нужды привлекать к себе внимание порочными способами, он будет себя ощущать самодостаточной личностью.