Главное - начать...
Довести свою комнату до идеального состояния не так уж трудно и долго, всё зависит от степени «запущенности».
«Золотая середина»
Если в комнате аскетичная атмосфера, всё находится на своих местах, расставлено «по струнке», на стенах только обои, то обитатель такой комнаты, скорее всего, человек очень аккуратный и… немного скучный.
Противоположный вариант – в комнате хаос, на поиски нужной вещи уходит целый день… Согласитесь, такой хозяин производит впечатление неопрятного и безответственного человека. Чтобы не отпугнуть от себя друзей, которых ты приглашаешь в гости, лучше всётаки придерживаться «золотой середины»: одежда – в шкафу, книги – на полках, чашки с остатками печенья – на кухне, фантики – в урне. А на рабочем столе – то, что называется творческим беспорядком: что нужно – под рукой, что не нужно – в ящиках стола. Но любимые сердцу вещички – фотографии, постеры, сувениры, словом, то, что подчёркивает твою индивидуальность, должны быть перед глазами.
Гармонизируй пространство
Всё, что окружает человека, влияет на его поступки и отношения с людьми. Иногда достаточно навести порядок на рабочем столе, освободить портфель от хлама, как начинают меняться к лучшему школьные дела, оценки. То же самое и с отношениями, поэтому разложи вещи по полочкам в шкафу, разбери завалы в письмах и фотографиях, дисках и книгах, выбрось всё поломанное, вытри пыль и оживи за сохший цветок. Для мелких безделушек, очень дорогих твоему сердцу, приспособь коробочки, баночки, органайзеры, чтобы можно было красиво расставить их на открытых полках. Трудно? Но результат того стоит: очень скоро ты почувствуешь себя намного увереннее в общении, друзья и подруги будут бороться за твоё внимание.
Будь самостоятельным
Застилать свою постель, вешать одежду на плечики, убирать посуду умеет каждый уважаемый взрослый. А ты ведь стремишься стать именно таким? Так что совсем не зазорно уже сейчас прививать себе навыки, присущие зрелому и готовому к самостоятельной жизни человеку. И лучше наведи порядок в комнате сам, иначе это сделает мама, и уж совсем не так, как нужно тебе. Поверь, отношение к результату своего труда будет несколько иное – рука дрогнет перед тем, как бросить фантик на пол.
«Правило 20 минут»
Ты принял твёрдое решение привести свою «планету» в порядок, но так не хочется начинать… В психологии есть такой приём: «правило 20ти минут». Самую трудную, нудную, ненавистную работу можно делать ровно 20 минут без ущерба для своего настроения. Если по 20 минут в день наводить порядок на отдельных участках – в шкафу, ящиках стола, под кроватью, то сам не заметишь, как изменится пространство вокруг тебя. Главное, чтобы дело не ограничилось одним разом, а выполнялось честно и систематически.
И ещё: сколько бы времени ты не отвёл на уборку, обозначь границы – заведи будильник, поставь на поминание на телефон. Это дисциплинирует!
От простого к сложному
Настроиться на позитив поможет и любимая музыка, аудиокнига и даже наряд, например, любимые шорты и майка. Помни: любую работу нужно делать по принципу «от простого к сложному». Сначала расставь по местам крупные вещи, потом уже приступай к тому, что требует сосредоточенности, – систематизации дисков, записей.
«Свои» порядки
Как быть, если понятие «порядок» у вас с мамой разные? Тут можно пойти на компромисс. Всё, что касается обстановки: убранная одежда, заправленная кровать, чистый пол так, как принято в семье. Всё, что касается твоего личного пространства: рабочий стол, школьные принадлежности, компьютер – как удобно тебе.
«Медаль» за труд
Как отблагодарить себя за работу? Странно было бы делать полезное для самого себя за какуюто мзду… А вот всякие нематериальные бонусы – на час подольше погулять, получить разрешение сходить в кино и тому подобное – это вполне приемлемо. Но в любом случае результат уборки – уже награда: появляется больше свободного времени, ведь меньше его будет тратиться на поиски нужных вещей.
Плюс дополнительный «балл» к самооценке – я сделал это, я молодец!
Главное – в дальнейшем ты так же станешь относиться к любой проблеме, которая поначалу пугает: стоит только начать исправлять…
Эльмира КАРИМОВА,
психолог высшей категории Регионального центра развития социальных технологий.