Главная ПишиЧитай По следам шолоховских героев...
13.06.2015
Просмотров: 2110, комментариев: 0

По следам шолоховских героев...

В фондах Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова (Ростовская область), в архиве се- мьи писателя хранится огромное количество писем. Особый интерес представляют письма от свидетелей и очевидцев событий, происходивших на Дону в 20-30 годах прошлого столетия и описанных в разных произведениях Шолохова, от родственников тех или иных прототипов шолоховских героев, односельчан, соседей... Сегодня у тебя есть возмож- ность познакомиться с некоторыми из этих писем. Мы приводим их с отрывками из художественных произведений, что даёт более ясное представление, о ком в них идёт речь.

Из романа «Поднятая целина»: «Нагульнов за столом бегло написал: «Районному уполномоченному ГПУ т. Захарченке. Препровождаю в ваше распоряжение кулака Бородина Тита Константиновича, как контрреволюционный гадкий элемент. При описании имущества у этого кулака он официально произвёл нападение на присланного двадцатипятитысячника т. Давыдова и смог его два раза рубануть по голове железной занозой. Секретарь гремяченской ячейки ВКП(б) и крас- нознамёнец М. Нагульнов».

Письмо Е.Т. Захарова М.А. Шолохову от 01.08.1965 г.: «Здравствуйте, уважаемый Михаил Александрович! Да, это пишет Вам тот Захаров (Захарченко), который фигурирует в Вашем замечательном романе «Поднятая целина». Ранее, в 1929-1933 го- дах, я работал в Вёшенском отделе ОГПУ. Как Вам известно, это было тяжёлое время, момент коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса. Я же в то время, в момент выселения кулачества, был прикреплён к Еланскому кусту в качестве Уполномоченного ОГПУ. Конечно, я звонил по телефону в Вёшенский отдел ОГПУ, что делать с кулаками, ибо чёткого указания дано не было, а ведь казаков туда направили со всей Кривой речки и др. хуторов. Конечно, прошло времени много, но ведь как можно забыть такие эпизоды, друзей и т.д... Бывайте здоровы, привет Вашей семье, Марии Петровне и Вашим ребятам. Будете в Сочи, милости прошу, заходите. С искренним уважением к Вам, Захаров Евгений Трофимович. I /VIII 1965 г.»

Письмо К. Белоцкого М.А. Шолохову от 18.02.1978 г.: «Глубокоуважаемый Михаил Александрович! В Вашей «Поднятой целине» упоминается секретарь окружкома. Фамилия не названа. («Секретарь райкома партии, подслеповатый и вялый в движениях, присел к столу, искоса посмотрев на Давыдова, и, жмурясь, собирая под глазами мешковатые складки, стал читать его документы»). Если обратиться к истории коллективизации на Дону, то это должен быть мой отец – М.Л. Белоцкий. Отец был хорошо известен в Азово- Черноморском крае: конармеец, герой гражданской войны с двумя редкими тогда орденами Красного Знамени, делегат съездов, начиная с десятого. К тому же и моя мать подтверждает, что мане- ра говорить и отдельные фразы Вашего секретаря окружкома соответствуют облику моего отца. С уважением, К. Белоцкий». Из романа «Тихий Дон»: «Григорий повернулся. К нему подходил Яков Фомин – однополчанин Петра, бывший командир мятежного 28-го полка Донской армии. Это был уже не тот Фомин, нескладный и не- брежно одетый атаманец, каким его некогда зна- вал Григорий. За два года он разительно изменил- ся: на нём ловко сидела хорошо подогнанная кава- лерийская шинель, холёные русые усы были лихо закручены, и во всей фигуре, в подчёркнуто бравой походке, в самодовольной улыбке сквозило созна- ние собственного превосходства и отличия».

Письмо Д.И. Заикина М.А. Шолохову от 28.04.1965 г.: «Уважаемый Михаил Александрович! Пишет Вам сын казака хутора Рубёжного станицы Вёшенской Ивана Заикина. Я хорошо знал одного из героев романа «Тихий Дон» Як. Еф. Фомина. Он был нашим соседом по хутору, а один раз в 1921 году попал его казакам в лапы, и если бы не его сынишка Давыдка, то и не знаю, что бы было со мной. Впоследствии из романа я вдруг узнаю, что мой сосед Фомин не только бравый казак но и удосто- ился чести стать одним из героев такого прекрасного художественного произведения, как «Ти- хий Дон». Знал я и других казаков, упоминавшихся в ро- мане, мне было немного жалко, что в последующих редакциях некоторых из них Вы выбросили. Шлю Вам низкий поклон. Станичник Заикин Дмитрий Иванович. Сейчас я живу в Симферополе».

Из романа «Тихий Дон»: «А Иван Алексеевич всё так же тревожно, взволнованно шарил по толпе одним дико блестев- шим глазом (другой затянула опухоль) и вдруг, остановившись взглядом на лице Дарьи, бывшей от него в нескольких шагах, неверно, как сильно пьяный, шагнул вперёд. У него кружилась голо- ва от большой потери крови, его покидало созна- ние, но это переходное состояние, когда всё окру- жающее кажется нереальным, когда горькая одурь кружит голову и затемняет свет в глазах, беспоко- ило, и он с огромным напряжением всё ещё дер- жался на ногах. Увидев и узнав Дарью, шагнул, качнулся».

«Уважаемый Михаил Александрович, здрав- ствуйте! Вам пишет один из многочисленных по- клонников Вашего таланта. В течение 24 лет я ез- дил по Донской земле, заинтересованный действи- ями героев Вашего романа «Тихий Дон». Я соби- рал материалы из биографий прототипов «Тихого Дона». Прежде всего о жизни и судьбе Харлампия Васильевича Ермакова – прототипа Григория Мелехова. Мне приходилось разговаривать со многими из казаков, знавших его при жизни. Я был до глубины души тронут и восхищён храбростью этого казака. По зову своего сердца решил увековечить его память. Своими руками я сделал из нержавеющей стали, бронзы и мрамора памятник. В начале мая этого года поставил его на берегу Дона, неда- леко от Калининского.... Глубокий почитатель Вашего таланта Калеганов И.А. 19/VII- 81 г.». Приведённые письма говорят об огромном интересе к творчеству М.А. Шолохова. Чита- тели порой воспринимали его книги как точное описание исторических событий на Дону, а пер- сонажей его произведений – как реально живших людей, а не как вымышленных героев.

По материалам интернет-сайтов подготовила Галина Минаева .

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35