Узоры северного края
До настоящего времени не известно, откуда про- изошёл народный орнамент. Есть предположение, что узоры зарождались в пасах (пасы – знаки собственности). Обычно их наносили на домашней утвари топором, ножом или другим острым пред- метом. Чтобы избежать трещин, «рисовали» вдоль древесных волокон, поперёк них или под некото- рым углом.
Пасы передавались по наследству от деда к отцу, от отца к сыну, и знаки могли постоянно меняться. Узоры менялись не только при помощи линий, но и при помощи точек, овалов, зигзагов, кружков и т.п. В прошлом пасы служили подписью, знаком семьи. И вероятно, что когда родовой знак являлся символом рода, люди стремились воспроизвести свой пас в орнаментации одежды, обуви и т.п. Так пас стал привычным и необходимым средством украшения. Орнаментика символична, в каждый узор вкладывается определённый смысл, каждый узор имеет своё название. Во всех районах республики он имеет свои особенности.
Наиболее простым способом орнаментирования является ткачество из многоцветных нитей. Для коми характерны полосатые ткани (в поперечную полоску) ярких цветовых сочетаний: синего, зелёного, жёлтого, красного. Любимыми цветами являются ярко-синий, голубой, ярко-зелёный. Распространённым способом украшения ткани был браный способ, известный всем группам за исключением ижемцев, не занимавшимся льнообработкой.
Браным же способом украшались скатерти, короткие полотенца для закрытия хлеба, тканые узорные гетры, варежки, пояса. Большого мастерства достигли коми в искус- стве узорного вязания, то есть вывязывания узо- ров из разноцветных нитей. В расцветке преобладают цвета: красный, оранжевый, васильковый, ярко-зелёный, ярко-жёлтый, ярко-малиновый и т.д. Вязаный орнамент состоит из тех же мотивов, которые присутствуют в узорном ткачестве. Преобладают диагонально-геометрические элементы. Вышивка менее характерна для народного искусства Коми.
Тем не менее на издели- ях XIX – начала XX веков об- наруживаются различные техники вышивки. Наиболее рас- пространённой можно считать вышивки счётной гладью или мелким крестом на мужских и женских рубахах. Орнамент на них несложен – он состоит из повторяющихся одной или двух геометрических фигур, сочетание и взаимное распо- ложение которых в последова-тельном повторении создают орнаментальную композицию.
Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геоме- трические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.
Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки домотканого холста, покрытого узором с помощью спе- циальных набивочных досок. Изучив и рассмотрев различные формы орнаментирования одежды коми, я сделала следующий вывод: некоторые из них являются под- линно традиционными, выросшими на базе развития древних изобразительных и орнаментальных форм, другие – воспринятыми от других финно-угорских народов. Каждый большой и сложный узор состоит из какого-либо простого, маленького, но очень важного символа. Наибо- лее же характерным для традиционного народного рисунка коми является диагонально-геометрический орнамент.
Анна Кириченко, 9«б» класс, школа №10, г.Печора.