Главная КультУра! Подвиг монаха Гвидо
26.01.2015
Просмотров: 2291, комментариев: 0

Подвиг монаха Гвидо

Мне повезло: я узнал буквы и ноты одновременно – в 7 лет. А на самом деле буквы человечество придумало на несколько тысячелетий раньше, чем ноты. Иначе говоря, такую невесомую штуку, как мысль, люди уже в незапамятные времена могли записать (на камне, бересте, папирусе, дощечках, покрытых воском), а самый простенький мотив – нет. И это притом, что музыка уже тогда играла огромную роль в жизни людей!

Михаил Герцман, композитор

Известно, например, что в оркестрах, сопровождавших боевые порядки древней Спарты, были барабаны и флейты. А вот какую музыку они играли, мы уже не узнаем. Мы никогда не узнаем, что за музыка звучала в песнопениях египетских жрецов, восхвалявших Солнце – бога Ра. И на какой мотив древнегреческий хор осуждал, а на какой поощрял героев трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида… А ведь даже слова «музыка», «ритм», «хор», «оркестр», «театр» придумали именно древние греки!
Как же люди запоминали музыку? Элементарно, Ватсон! Из уст в уста, из поколения в поколение. А затем одна страна завоёвывала другую, и какая-то музыка исчезала навсегда, на смену ей появлялась другая, третья… Эх, много я отдал бы за то, чтобы послушать музыку того времени!

Гениальный монах

Этот итальянец, родившийся в 925 году нашей эры, был монахом бенедиктинского монастыря Помпозы близ Равенны, и звали его Гвидо. Он замечательно владел игрой на различных инструментах и был весьма искусным певцом. Церковное богослужение было немыслимо без музыки, и обучение детей искусству хорового пения входило в обязанность монахов.
«Натаскивание» юных певцов происходило по принципу «из уст в уста» и требовало громадного терпения. Дети, не способные к пению, нещадно изгонялись. У Гвидо же почему-то пели все. То есть, говоря нынешним языком, у него был самый высокий педагогический рейтинг. Это не могло не вызвать зависти коллег-монахов. И они его выживали.
Гвидо перешёл в другой монастырь, в Ареццо, от которого и получил своё историческое прозвище «Аретинский». Стараясь как можно точнее записать мелодию, он и придумал нотный стан, а названия нот возникли из первых букв слов одного из церковных гимнов.
Однако и в Ареццо он подвергся гонениям. И Гвидо Аретинский был выгнан из этого монастыря. Но его система уже начала распространяться. С ней пытались бороться, но безуспешно. Дело, в конце концов, дошло до самого Главы Церкви – Римского Папы. Папа оказался мудрым и, видимо, «продвинутым» человеком. Ознакомившись с нотным станом (поначалу в нём было не пять линеек, а четыре), он убедился, что система Гвидо Аретинского облегчает чтение и запоминание мелодий. И тогда изобретатель нот был с почётом возвращён в монастырь Помпозы (представляю себе, как были взбешены его коллеги), где и преподавал до самой смерти.
И вот что любопытно. Букв люди напридумывали массу: тут и иероглифы, и латиница, и кириллица… И общаются люди на сотне разных языков. А лучшую систему записи музыки так никто и не придумал. Весь мир записывает музыку одинаково!

А вам слабо?

И всё-таки есть один язык, который люди всё ещё не научились записывать. Это язык танцев. Танцы до сих пор записывают словами или передают «из ног в ноги». Изобретут ли универсальный способ записывать этот язык? Появится ли хореографический Гвидо Аретинский? Мне лично не верится. Ну не изобрели же до сих пор! И потом, сейчас существует видеозапись. Смотри и танцуй!
Но! Я где-то читал, что тому, кто всё-таки сумеет это сделать, будет немедленно вручена Нобелевская премия. Это большие деньги и всемирная слава. Может, кто-нибудь попробует? И я подумал: а вдруг да этим нобелевским лауреатом станет читатель «Радуги»?

Комментарии

Телефоны доверия

  • 8 8212 21-66-35