Елена Сидорова: "Сельский учитель – у всех на виду"
Кто в наши дни выбирает профессию сельского учителя? К сожалению, немногие. С одной из них – Еленой Владимировной Сидоровой, которая 12 лет работает учителем рисования в средней школе села Гурьевка Прилузского района, – побеседовала корреспондент «Семейного круга».
– Елена Владимировна, о какой профессии вы мечтали в детстве?
– Я очень любила рисовать, мастерить что-то своими руками, придумывать разные поделки, к тому же нравилось совместное творчество с детьми. Мечтала, чтобы моя профессия сочетала в себе всё то, к чему лежит моя душа. Поэтому, закончив школу, долго не раздумывала – поступила на художественно-графическое отделение Сыктывкарского педагогического колледжа № 1. Окончила его в 2001 году и вернулась в родное село.
– Куда разъехались одногруппники? Поддерживаете ли с ними связь?
– Многие остались в Сыктывкаре, кое-кто уехал в свои районы – Ижемский, Койгородский, Усть-Куломский. К сожалению, не все устроились по специальности: пошли работать в полицию, на радио, в риэлторские фирмы... Спрашивала, мол, почему. Отвечали, что их не устраивает зарплата учителя. Увы, связь поддерживаю с немногими, и то, в основном, через интернет.
– Почему вы решили поехать работать в сельскую местность?
– В село пришлось вернуться по семейным обстоятельствам: очень болела бабушка, которая заменила мне маму. Да и Гурьевка – это моя малая родина, здесь всё дорого сердцу. Я отлично знаю деревенский уклад жизни, историю родного села, культуру народа, традиции. А это для учителя очень важно, ведь, кроме знаний, он должен передать ребятам и накопленный годами опыт. Поэтому, попав на работу в родную школу, была рада.
– Первый рабочий день запомнился?
– Это было 15 августа 2001 года. В школе тогда только закончился ремонт. В преддверии нового учебного года переживала: как примет коллектив, как отнесутся ученики, всё ли получится?
Очень волновалась 1 сентября, хотя всё здесь мне было знакомо – и дети, и учителя. На торжественной линейке нас – меня и учителя биологии и химии – представили как молодых специалистов. Дети не скрывали своего любопытства. А в моей душе царил восторг от мысли: я – учитель!
– Восторг не сменился разочарованием?
– Нет. В первый же год работы меня назначили старшей вожатой. Праздники, турниры, вечера сменялись один за другим. Надо было всё успеть. Хорошим наставником была для меня Анна Михайловна Рубцова, занимавшая тогда должность заместителя директора по воспитательной работе.
Спустя год я стала классным руководителем 5-го класса. Конечно, не всё получалось, ведь опыта у меня было мало. Возникали некоторые разногласия с детьми. Учились ребята, и я вместе с ними. Они научили меня многому: быть терпеливей, сдержанней, находить выход из сложных ситуаций.
Те мальчишки и девчонки давно уже закончили школу, и у меня остались только самые добрые и тёплые воспоминания о них. Мы до сих пор созваниваемся, переписываемся, встречаемся.
– Есть ли перспективы для карьерного роста в сельской школе?
– Мне трудно ответить на этот вопрос в общем, ведь многие сельские школы сегодня закрываются. Что касается меня, то сегодня я не только преподаю изобразительное искусство – коллектив мне доверил должность заместителя директора по воспитательной работе. Наверное, это своего рода карьерный рост.
– Перейти в городскую школу не хочется?
– Нет. Даже не думаю об этом. Я считаю, что сельские дети гораздо скромнее и терпимее. Наполняемость классов у нас небольшая, каждый ребёнок на виду. Наши дети не избалованы, приучены к труду. И видно, что учитель для них является авторитетом.
Ни в коем случае не хочу обидеть учителей городских школ, просто, наверное, своя рубашка ближе к телу. К тому же наша школа по сельским меркам считается большой. В этом году у нас обучается около 120 человек. А значит, наши учителя обеспечены работой и будут стремиться к профессиональному росту.
– Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь интересном случае из педагогической жизни. Наверняка их было много.
– В первые годы работы я получала записки с признанием в любви от неизвестного поклонника. Самое интересное, что записки я обнаруживала в своей сумочке. До сих пор удивляюсь, как он умудрялся подкидывать их мне и оставаться незамеченным. Я так и не узнала, кто это был.
– Как складываются отношения с коллегами и учениками?
– С самого начала я подружилась со многими учителями. Они мне помогали, давали советы. Когда-то учили меня, а сегодня я сама стала частью педагогического коллектива. Наши учителя строгие, но в то же время справедливые, мудрые, с неиссякаемым творческим потенциалом. Глядя на них, я стараюсь не отставать, мне всё ещё есть чему у них учиться.
С детьми сблизили и помогли найти общий язык внеклассные мероприятия. В результате и на уроках ребята занимаются хорошо, дисциплину не нарушают. Мы уважаем друг друга, а это в работе учителя самое главное. Я даю ученикам возможность высказать своё мнение по любому вопросу, стараюсь разнообразить уроки, используя разные формы и методы обучения.
После уроков многие дети посещают кружки. Мы осваиваем нетрадиционную технику изображения: рисование ладошкой, пальцами, технику «выдувания», монотипию, кляксографию, айрис фолдинг, ниткографию, граттаж...
Поделки, изготовленные кружковцами, представляем на многих выставках и конкурсах. К примеру, в июле прошлого года мы участвовали во всероссийском конкурсе «Радуга творчества», и ученица 4-го класса Валерия Коснырева стала обладательницей Диплома I степени в номинации «Бумагопластика». Пятиклассница Алиса Ренжина была награждена Дипломом III степени Всероссийского конкурса прикладного творчества «С днём рождения, Родина!».
– Хватает времени на личную жизнь?
– Я замужем, воспитываем сына. Любим активный отдых: рыбалку, футбол, прогулки на велосипедах. Правда, времени на это не всегда хватает. Приходится порой допоздна готовиться к мероприятиям, писать отчёты, подбирать материал для стендов... У нас дружная семья, супруг меня понимает и поддерживает: «Надо, значит надо».
В свободное от работы время я люблю рисовать, предпочитаю пейзажную живопись. Часто вместе с сыном мастерим поделки. Люблю вязать крючком, ухаживать за комнатными цветами, их у меня очень много и самых разных видов. Есть у нас небольшое хозяйство: куры и поросёнок, огород, где вы
ращиваем овощи и зелень. В деревне без этого нельзя.
– Откуда получаете информацию для собственного профессионального развития?
– Источников знаний достаточно. Учусь на курсах повышения квалификации в республиканском институте развития образования. Многое перенимаю у учителей из других российских городов, с которыми общаюсь по интернету. Имею свой персональный сайт учителя ИЗО, где представлены мои авторские материалы. Заглянуть туда и оставить отзыв может любой желающий. Выкладываю на своём сайте лучшие работы ребят для просмотра, часто получаю одобрительные отзывы и слова благодарности. Это очень стимулирует детей для дальнейшего творческого роста. Кроме этого, я зарегистрирована на разных образовательных сайтах и порталах, где мы обмениваемся материалами, сценариями, презентациями. В интернет-магазинах выписываю методическую литературу, книги, журналы, пособия.
– Каковы, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны профессии сельского учителя?
– Начнём с плюсов. Молодые специалисты обеспечиваются благоустроенными квартирами, вполне удовлетворительной зарплатой. Все учителя пользуются льготами на воду, газ и свет. К тому же сельская местность – это чистые воздух и вода, низкий уровень преступности среди населения.
С другой стороны, слабая материально-техническая база: нехватка наглядных пособий, методической литературы. Часто возникают проблемы с интернетом. Некоторые школы и вовсе закрывают, считая неэффективными.
Но, несмотря на все трудности, сельские учителя достойно выступают на конкурсах профессионального мастерства различного уровня, дают хорошие знания своим ученикам. К тому же они не просто проводят уроки, но и воспитывают ребят, ведь испокон веков сельский учитель – у всех на виду и всегда был примером для окружающих. Он должен жить так, чтобы никто из учеников или их родителей не мог его ни в чём упрекнуть. Теперь я знаю, каково быть сельским учителем.
Беседовала Галина МИНАЕВА.
Фото из личного архива
Елены Сидоровой.