Патриотизм должен быть деятельным
Клуб «Вӧркань»: «Патриотизм должен быть деятельным»
Евгений Напалков, руководитель Коми регионального военно-патриотического страйкбольного клуба «Вӧркань»:
Наша справка:
Евгений Александрович Напалков родился 31 января 1976 года. Всю свою сознательную жизнь прожил в с. Зеленец Сыктывдинского района. С 11 лет занимался рукопашным боем, а уже в 16 сам готовил младших ребят к соревнованиям (это не официально, поэтому предложение о том, что он продолжил работать тренером не правильно). Службу проходил в пограничных войсках в Воркуте. Позже стал сотрудником одного из силовых подразделений Коми. 20 лет отдал военному делу. Приказом Президента России В.В. Путина награжден серебряной медалью Суворова «за службу», «за доблесть», «за усердие». В 2012 году вышел на пенсию. В 2016 году создал Военно-патриотический клуб «Вӧркань» (Рысь).
– Официально клуб был создан всего лишь год назад, но начали мы работать гораздо раньше. В 2014 году нас собралось несколько друзей-страйкболистов. Так как я в свое время был инструктором по военной подготовке, то мы стали самостоятельно познавать основы военной разведки, картографии, постепенно появилась общая идея. А когда встал вопрос о регистрации организации, то мои близкие друзья стали его соучредителями.
– Если я не ошибаюсь, вӧркань по-коми означает рысь. Откуда такое название?
– Республика Коми богата тайгой и болотами. И, наверное, один из самых сильных хищников в наших лесах – это рысь. Поэтому мы решили назвать наш клуб Рысь, а по-коми Вӧркань.
– Изначально клуб объединял взрослых любителей игры в страйкбол, но позже вы открыли молодежное отделение в Зеленце. Для чего?
– Я живу здесь почти 40 лет и мне не все равно, что происходит вокруг. В Зеленце растут мои дети. Дмитрию исполнилось 18 лет, а младший сын Владислав сейчас учится в третьем классе. Наш поселок небольшой, все друг друга знают, общаются. В последние годы мы стали замечать, как стала расти подростковая преступность в районе. Тогда, чтобы уберечь наших детей от влияния улицы, мы решили создать на базе Зеленецкой школы филиал Военно-патриотического клуба «Вӧркань». После уже пришло понимание, что эту практику можно применить и в других муниципалитетах. Ведь проблемные зоны есть везде. Тем более, если раньше мы были полупартизанским отрядом (улыбается – прим.автора), то сейчас – зарегистрированная официальная организация.
На сегодняшний день клуб объединяет более 30 человек из нескольких муниципалитетов республики. И это только начало. После каждого мероприятия желающих вступить в клуб становится все больше.
– У нас в Коми активно развивается кадетское движение, недавно появилась Юнармия, чем отличается «Вӧркань» от всех остальных подобных организаций?
– В самом названии «Военно-патриотический спортивный клуб» отражены все наши основные направления. Это начальная военная подготовка, воспитание защитника нашей Родины, путем прививания практических навыков, с использованием страйкбольного оружия. Не деревянных автоматов, а именно страйкбольного снаряжения и оснащения. Оно максимально приближено к оригиналу. Ведь если человек держит в руках деревянный автомат, то он знает, что муляж, ни при какой ситуации, не выстрелит. Когда же курсант работает со страйкбольным оружием, то понимает, что если он не уберет палец на рукоятке спускового крючка в безопасное положение, то автомат может сработать. И тогда молодой человек совсем по-другому относится к заданиям. Поэтому перед началом тренингов все члены клуба сдают зачеты по технике безопасности и расписываются в ведомости.
Нет, мы не готовим каких-то универсальных солдат. Просто лично я считаю, что каждый мальчик, мужчина должен быть, прежде всего, защитником себя, своих близких, родных и нашего Отечества.
– Страйкбольное оружие хоть и считается спортивным инвентарем, но стоит недешево. Плюс защита на лицо, налокотники-наколенники, разгрузочные жилеты… Вас кто-нибудь поддерживает?
– Первоначально клубное снаряжение для учебных занятий я приобретал самостоятельно. Сейчас мы подали заявку на российский грант. Если удастся получить поддержку, то мы сможем оснастить большее количество курсантов. Конечно, снаряжения не хватает…
Если же говорить о поддержке со стороны администрации школы и района, то могу сказать, что мы находим в их лице понимание. Директор Зеленецкой школы Маргарита Дубняк предоставила нам помещение для занятий курсантов, есть совместные планы и с руководителем поселения с. Зеленец и главой Сыктывдинского района.
– У вас есть опыт подготовки молодых ребят и взрослых, с кем легче работать?
– Я не делю их по возрасту или полу. С нами занимаются и девочки. Просто знаю, что у меня есть младшие группы и старшие.
Общаться легче с детьми. Это чистые листы. Со взрослыми сложнее, потому что это уже люди со сформировавшимися взглядами и привычками. Они насмотрелись боевиков, где главный герой, как минимум, бессмертен. Мы эти стереотипы ломаем, объясняем и доказываем обратное. Я всегда говорю: «Начните заниматься, и уже через месяц вы будете смеяться сами над собой». Чаще всего так и происходит.
– Ваши курсанты занимаются в клубе «Вӧркань» первый год. Чему они научились за это время?
– Я удивляюсь тому, как быстро ребята все схватывают. Их результаты впечатляют, вы и сами можете в этом убедиться.
Сейчас мы ждем, когда на улице окончательно все подсохнет, чтобы начать полевые выходы. Зимой мы выполняли все упражнения в спортзале: тактические передвижения, работу с оружием, нижнюю акробатику. Иногда надевали маскхалаты, вооружались и уходили в лагерь «Тополя» для отработки полученной методики.
За это время мы с ребятами изучили все основные тактики передвижения, зачистки здания, радиообмен, топографию, прошли медицинскую подготовку. Они могут показать очень многое.
А результаты пусть оценивают другие по видео и фотоотчетам на наших сайтах и страничке в контакте. Конечно, я сам могу дать оценку, но даже если нет видимых ошибок, то никогда об этом не скажу вслух, иначе у курсанта появится ощущение, что он все знает и умеет, тогда не будет стимула расти дальше.
– А если говорить о внутренних изменениях?
– Конечно, они есть. Я вижу ребят со стороны, как со временем меняются их слова, поступки. Но будет правильно, если они сами об этом скажут. И то же самое со взрослыми. В клубе они учатся применять на практике те знания, которые нигде бы не получили. И это интересно. Постепенно клубная деятельность становится для них больше, чем просто хобби.
– У вас растёт двое сыновей. Они разделяют ваши интересы?
– Мой старший сын Дмитрий сейчас готовится к поступлению в медицинский институт, поэтому на страйкбол у него просто не остается времени. А Владислав под мою ответственность посещает все тренировки военно-патриотического клуба в Зеленцеком филиале. Ему, конечно, очень тяжело даже просто держать в руках автомат – сам с него ростом. Но, тем не менее, Владислав старается. Я его даже не заставляю заниматься, он сам загорелся идеей клуба.
– Для Владислава отец на тренировке и дома – один и тот же?
– Нет, он учится разделять. На тренировке Владислав называет меня Евгений Александрович, а дома – папа. Сразу предупреждаю всех членов клуба, что на тренировках я достаточно жесткий, а сам по себе очень даже веселый (улыбается – прим.автора).
А для ребят всегда стараюсь быть другом. Только расположив их к себе, можно помочь им раскрыться.
– Случались ли во время тренировок какие-нибудь неординарные ситуации?
– Все курсанты, прежде всего, дети. У них задор и неординарность, по-моему, в крови! Когда ты их фотографируешь, они начинаются кривляться, корчить рожицы, баловаться. И когда потом разбираешь фотографии, чтобы их где-то использовать, то понимаешь, что какая-то юмореска получается. А ребята хохочут в ответ! Только их пожуришь, так они делают такие серьезные лица, что снова перебарщивают. Тем не менее, все они молодцы. Сейчас очень четко научились понимать, когда можно шутить, а когда не стоит. Я стараюсь каждый поступок, каждое слово объяснять. Ведь если вы хотите, чтобы вас слушали, научитесь слушать других.
– Как реализуется патриотическое воспитание в вашем клубе?
– Считаем, что патриотизм должен быть деятельным. Можно сидеть на диване и кричать: «Я патриот!» Но мы не кричим, а делом занимаемся. И даже если каждый поможет тем же ветеранам, да элементарно посадит дерево, приберется вокруг своего дома, во дворе – это тоже патриотизм.
– Лирический вопрос: что для вас Родина?
– Родина…(задумался – прим.автора) Место где я живу, где похоронены мои предки, это культура, наше историческое наследие.
Раньше, когда уезжал в долгую командировку, то больше всего хотел вернуться к своим родным, близким.
Зеленец действительно зеленый, любимый и родной. Особенно он красив сейчас, во время половодья. Поэтому и не хочу отсюда уезжать. Друзья говорят, здесь нет никакой перспективы – предлагают переехать. Не хочу. Я вообще не представляю, как можно жить вдали от малой родины, не иметь в душе любви к ней. Это ориентир, который ведет нас всю жизнь.
Два года назад клуб «Вӧркань» начал сотрудничество с общественной организацией «Русский Север», председателем которого является сыктывкарец Павел Соколов. Так, постепенно, обрастая новыми друзьями и членами команды, появилась идея создания большого единого центра военно-патриотической направленности – базы, где бы располагались классы, спортивные залы, летний полигон, тир. По замыслу авторов идеи центр должен объединить такие направления как туризм, бокс, рукопашный бой, страйкбол, начальную военную подготовку, волонтерскую деятельность и другое. Здесь каждый, вне зависимости от пола и возраста, мог бы найти себе занятие по душе.
На сегодняшний день готов подробный проект по созданию такого центра. Но, к сожалению, в силу некоторых причин, эта идея до сих пор остается лишь только задумкой. Хочется верить, что эти ребята найдут поддержку в лице органов власти, бизнеса и в скором времени обретут свой дом.
Максим Туманов, соучредитель клуба «Вӧркань»:
– Как и любой опыт – знания о начальной военной подготовке в нашем клубе передаются от старших ребят к младшим и осваиваются на практике. Можно бесконечно долго говорить, смотреть фильмы, увлекаться компьютерными играми, но так не научиться тактике ведения боя.
Только с помощью коллективных сборов, игр, мы приучаем молодежь к определенным действиям. Со временем к ним приходит понимание, что такое настоящая дружба, товарищество, взаимовыручка.
Очень часто во время тренингов игроки ставятся в очень сложные условия выбора. И тогда возникает вопрос: за себя любимого мне выступить или все-таки помочь команде? На таких примерах, на практике молодой человек начинает получать какие-то азы, учится работать в коллективе.
Моему сыну 14 лет. Совсем недавно он сидел за компьютером, у него существенно упала успеваемость в школе. И когда ему самому стало понятно, что дальше так жить нельзя, я предложил ему пойти со мной на занятия. Сейчас он очень доволен своим выбором. Все-таки новые знания и общение с интересными людьми нравится мальчику во сто крат больше, чем сидение за компьютером.
Надеюсь, что в скором времени клуб «Вӧркань» обзаведется несколькими филиалами, хотя бы, в пределах нашего города, и ближайших районов.
Валерий Шарапов, руководитель команды «КомиТЕТ» (ТЕТ – тактика, единство, товарищество), созданной на базе клуба «Вӧркань»:
– «Вӧркань» – это военно-патриотический страйкбольный клуб. В нем может быть множество команд. «КомиТЕТ» – первая из них.
В нашем клубе есть грамотный инструктор, группа единомышленников, которые не считают страйкбол просто игрой и «пострелушками», а пытаются получить полезные знания по начальной военной подготовке.
Я считаю, что воспитание и знания, полученные в клубе «Вӧркань» будут особенно полезны и интересны для молодых ребят. Здесь каждый сможет проявить свою мужественность, смелость, ловкость, смекалку и амбиции. Страйкбол в клубе «Вӧркань» – это современная Зарница на таком уровне, о которой раньше, лет десять-двадцать назад, можно было только мечтать.
Подготовила Нина НОВИКОВА